ТКО История вопроса Разговоры о том, что пора навести порядок с несанкционированными свалками, несвоевременным вывозом отходов в городах и селах страны, велись давно. И необходимость создать совершенную систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и закрепить ее на законодательном уровне назрела. В РФ сложилась катастрофическая ситуация в сфере обращения с ТКО: каждый год россияне производят более 50 миллионовтонн отходов, в стране накопилось более 50 тысяч свалок. По разным подсчетам свалкамизанято более одного миллиона гектаров земли. Что касается вовлечения отходов во вторичный оборот, то тутмы не в передовиках. Меньше двух процентов от общего объема ТКО подвергается вторичной переработке и дальнейшему использованию. А малые населенныепунктыи вовсе лишены качественной услуги по обращению с ТКО. Закон № 89-ФЗ был существенно изменен и дополнен Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ. В частности, вступают в действие нормы, касающиеся перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обращения с отходами. Отныне к основным полномочиям субъектов РФ отнесены: необходимость разработки территориальной схемы обращения с отходами, определение региональных операторов по обращению с ТКО, утверждение новых тарифов на услугу в области обращения с ТКО. Также законодатель урегулировал деятельность, предусматривающую особенности заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию, порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, особенности организации государственного контроля (надзора). В целях установления поэтапного перехода субъектов Российской Федерации на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, предусматривается, что введение в субъектах Российской Федерации обязанности граждан по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, должно быть осуществлено не позднее 1 января 2019 года. Таким образом, переход субъектов Российской Федерации на новую систему обращения с отходами должен быть завершен до 1 января 2019 года. И первый этап этого перехода — это разработка территориальной схемы обращения с отходами. Территориальная схема обращения с отходами Челябинской области, которая утверждена в 2016 году, предусматривает деление Челябинской области на 6 кластеров, в каждом из которых будут работать региональные операторы. Деление области на кластеры выполнено по принципу объединения территории небольших городов с крупными административными центрами с целью решения проблемы обращения с ТКО на территории всех муниципальных образований Челябинской области, в том числе инвестиционно малопривлекательных. Выделено 6 кластеров: Челябинский, Магнитогорский, Кыштымский, Карабашский, Саткинский и Усть-Катавский кластеры. Что будет? Новая система обращения с ТКО направлена на формирование современной, экологически безопасной отрасли обращения с ТКО, в том числе на создание новых объектов обращения с ТКО, соответствующих требованиям законодательства. Работа по созданию новых объектов обращения с отходами на территории региона осуществляется с применением механизма государственно-частного партнерства. Первое концессионное соглашение заключено в декабре 2015 года. По условиям соглашения концессионер (АО «Управление отходами») создает на территории Магнитогорского кластера 5 объектов: МСК с полигоном ТКО вблизи г. Магнитогорска и три мусороперегрузочных станции. Общий объем инвестиций — 1,15 млрд. рублей. В настоящее время завершено проектирование объектов, проведены общественные слушания по строительству полигона, проектная документация направлена на государственную экологическую экспертизу. Строительство объектов планируется начать в 2018 году после получения разрешительных документов и заключений государственных экспертиз. Создание новых объектов обращения с ТКО будет способствовать закрытию и рекультивации свалок ТКО, не соответствующих требованиям законодательства. По наиболее крупным свалкам работа уже началась. В 2017 году организованы инженерные изыскания на земельных участках, занятых Челябинской и Магнитогорской свалками. Работы по рекультивации свалок планируется начать в 2020 году после разработки проектной документации. Для рекультивации свалок планируется привлекать средства федерального бюджета. О Регоператоре Закон предусмотрел, что для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях субъектов Российской Федерации создаются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридические лица, которым на основании конкурсного отбора присваивается статус регионального оператора на срок не менее 10 лет. В 2017 году Челябинская область в числе пилотных регионов приступила ко 2-му этапу перехода на новую систему обращения с отходами — определению региональных операторов в каждом кластере. Начать решено было с Магнитогорского кластера, поскольку в нем наиболее полно сформирована схема объектов обращения с ТКО, и можно довольно точно определить стоимость услуг регионального оператора. 17 мая 2017 г. по итогам проведенного конкурса заключено соглашение с региональным оператором по Магнитогорскому кластеру — ООО «Центр коммунального сервиса». В настоящее время региональным оператором получен тариф на коммунальную услугу в размере 429,19 руб./куб.м (87,5 руб. с человека/мес). Заключены договоры со всеми операторами (перевозчиками), работающими в зоне деятельности регионального оператора. Продолжается работа по заключению договоров на услугу регионального оператора с абонентами, осуществляется инвентаризация несанкционированных свалок, начата работа по обустраиванию дополнительных контейнерных площадок. Подготовлена инвестиционная программа. Региональный оператор по обращению с ТКО обязан обеспечить эксплуатацию современной и экологически безопасной коммунальной инфраструктуры по обработке, утилизации и захоронению ТКО в зоне своего обслуживания Наиболее эффективный способ экологически безопасного обращения с отходами – это строительство и эксплуатация современных безопасных мусороперерабатывающих комплексов по приемке и переработке отходов с получением из них вторичного сырья и дальнейшим захоронением остающихся отходов на специально оборудованных полигонах, оснащенных системой эко-мониторинга (наблюдения за состоянием окружающей среды). Лучшие мировые практики доказали, что оптимальная с экологической и эффективная с экономической точек зрения схема по обращению с твердыми коммунальными отходами включает в себя их приемку, в том числе раздельный сбор, транспортирование до места дальнейшей обработки, разделение на виды и отбор полезных фракций на сортировке и превращение их в товарные продукты за счет более глубокой переработки и последующее конечное безопасное захоронение оставшихся отходов на полигоне, оборудованном в соответствии со всеми нормами и правилами экологической безопасности и оснащенным системой постоянного эко-мониторинга (наблюдения за состоянием окружающей среды). Именно такой комплексный подход по консолидации у добросовестного инвестора всех технологических стадий по обращению с ТКО, по существу, блокирует возможности для появления не лицензируемых (недобросовестных) компаний по вывозу мусора, хаотичного образования нелегальных свалок, развития теневого бизнеса по переработке вторсырья и обеспечивает постепенное, но поступательное снижение экологической нагрузки на окружающую среду. Поэтому долгосрочная инвестиционная программа регионального оператора по обращению с ТКО должна разрабатываться с учетом необходимости строительства соответствующей коммунальной инфраструктуры. Кроме того, Регоператор будет вести работу и по ликвидации несанкционированных свалок, а это большая и затратная часть деятельности предприятия. В идеале все отходы будут находиться в предназначенных для этого местах. О тарифе Перспективный рост тарифов обусловлен, прежде всего, введением новых услуг по обращению с ТКО, не оказываемых населению в настоящее время (например, по обработке, обезвреживанию и размещению ТКО), а также организацией 100% охвата территории деятельности регионального оператора сбором и вывозом ТКО, обновлением контейнерного парка. Кроме этого, при формировании единого тарифа на услугу регионального оператора учитываются затраты на создание и эксплуатацию объектов обращения с ТКО, что также приведет к повышению платы за коммунальные услуги. Например, для регионального оператора по обращению с ТКО в Магнитогорском кластере на 1 год деятельности Министерством тарифного регулирования и энергетики установлен тариф в размере 87,5 руб./чел в месяц. По предварительной оценке, максимальный размер тарифа на коммунальную услугу по обращению с ТКО составит в среднем по региону около 100 рублей с человека в месяц. В настоящее время средний размер платы граждан за услуги по обращению с ТКО составляет 65,00 руб./чел в месяц, что составляет около 0,2 % от структуры среднего уровня платы граждан за коммунальные услуги. О мерах социальной поддержки Одной из форм мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг является предоставление компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляется на все виды жилищно-коммунальных услуг, определенные Жилищным кодексом Российской Федерации (Кодекс). Перечень категорий граждан, имеющих право на предоставление компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе и по оплате за ТКО: - инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий; - участники Великой Отечественной войны, - лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»,ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий); - члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; - инвалиды (вне зависимости от наличия ограничения способности к трудовой деятельности); - семьи, имеющие детей-инвалидов; - ветераны подразделений особого риска и граждане, имеющие право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим меры социальной поддержки ветеранам подразделений особого риска и отдельным категориям граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и не являющиеся инвалидами; -военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Для получения компенсации расходов по данной услуге обращаться в органы социальной защиты не требуется. Составляющая компенсации расходов по оплате за ТКО входит в состав общей суммы компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, плата за ТКО будет учтена при расчете компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 гражданам, которые не в состоянии самостоятельно полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги в связи с небольшими доходами, предоставляется субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – жилищная субсидия). Право на получение жилищной субсидии могут иметь все граждане, независимо от их принадлежности к какой – либо категории (ветеранов, инвалидов либо других) в случае одновременного выполнения следующих условий: 1. Наличие у заявителя и членов семьи гражданства Российской Федерации. 2. Наличие у заявителя соответствующего установленного основания пользования жилым помещением. 3. Наличие у заявителя и членов его семьи регистрации по месту жительства. 4. Отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключение соглашения по ее погашению. 5. Превышение расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных (далее – региональные стандарты) услуг над максимально допустимой долей в совокупном доходе семьи. Для всех семей установлена максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, равная 22 %. Максимально допустимая доля для семей, у которых совокупный доход семьи в месяц не превышает величину прожиточного минимума семьи (в месяц) более чем на 20 процентов установлен региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, равный 11 %. К таким категориям относятся: - одиноко проживающие пенсионеры и семьи, состоящие только из пенсионеров; - семьи, имеющие в своем составе троих и более несовершеннолетних детей; - семьи, имеющие в своем составе одинокую мать с несовершеннолетними детьми. Чтобы оформить жилищную субсидию гражданам необходимо предоставить следующие документы: - заявления гражданина, представляемого в письменной форме; - копию документа, подтверждающего основание владения и пользования заявителем жилым помещением (для нанимателя); - счета-квитанции по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или их копии за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц; - документы, подтверждающие право на льготы; - документы о размере доходов каждого члена семьи за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения; - для граждан, имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг – копия письменного согласия гражданина о реструктуризации задолженности, представленного в соответствующую организацию – поставщик жилищно-коммунальных услуг. - для граждан иностранных государств, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий, и членов их семей – копию документа, удостоверяющего гражданство. Подать заявление и документы на жилищную субсидию граждане могут в: 1) управление социальной защиты населения по месту жительства; 2) многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) 3) либо в виде электронного документа (пакета документов), подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи" и Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) или федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Размер предоставляемых гражданам жилищных субсидий исчисляется исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее – региональные стандарты), утверждаемых Правительством Челябинской области ежегодно для каждого городского округа и поселения муниципальных районов с разбивкой на периоды (отопительный период, без отопления). Для каждой семьи размер субсидии рассчитывается индивидуально. Производимая гражданами оплата за обращение с твердыми коммунальными отходами будет учитываться при выплате жилищной субсидии. В Министерстве социальных отношений Челябинской области организована горячая линия по вопросу предоставления социальных льгот на коммунальную услугу «обращение с ТКО» по номеру телефона: 232-39-40. Кроме того, с 1 июля 2016 года на территории Челябинской области введена дополнительная мера социальной поддержки граждан – адресная субсидия в связи с ростом платы за коммунальные услуги (далее именуется – адресная субсидия). Адресная субсидия предоставляется проживающим на территории Челябинской области гражданам Российской Федерации, а также постоянно проживающим (имеющим вид на жительство) на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, у которых изменение размера вносимой платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года по отношению к плате за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года оказалось больше, чем на установленную величину предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании, утвержденного Губернатором Челябинской области на текущий год (далее - предельный индекс). Адресная субсидия предоставляется гражданам, проживающим в жилых помещениях жилищного фонда независимо от форм собственности, при условии их проживания по одному и тому же месту жительства либо месту пребывания на дату обращения за назначением адресной субсидии. Калькулятор расчета адресной субсидии находится на сайте Министерства социальных отношений Челябинской области: minsoc74.ru