Разъясняет начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Суслина Светлана Васильевна
Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащими Конституции РФ пп. 1, 3 и 7 ст. 181.4, ст. 181.5 Гражданского кодекса РФ и ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ.
Рассмотрению дела в Конституционном суде РФ предшествовало обращение в судебные органы гражданина Логинова С.А., являющегося собственником однокомнатной квартиры, расположенной в одном из многоквартирных домов г. Ростова-на-Дону.
Собственниками помещений в данном доме создано ТСЖ «Магнитогорская, 3/28б» и установлены следующие размеры для собственников помещений на содержание общедомового имущества: 25 рублей с 1 кв. м квартиры, 10 рублей с 1 кв. м машино-места и 14 рублей с 1 кв. м коммерческого помещения.
Логинов С.А. обратился в Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону, решением которого, оставленным без изменения Ростовским областным судом, ему отказано в удовлетворении требования о признании решения общего собрания недействительным.
По мнению заявителя, оспариваемые им законоположения противоречат ч. 2 ст. 6 и ч.1 ст. 19 Конституции РФ поскольку не предусматривают запрет установления решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме дифференцированных ставок платы за содержание общего имущества в зависимости от назначения и размещения помещений.
В Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2018 отмечено, что собственникам помещений в многоквартирном доме при установлении платы за содержание жилого помещения следует учитывать, что указанные платежи должны быть достаточными для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.
При этом законодательно установленный критерий распределения бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, а именно доля конкретного собственника в праве общей собственности на общее имущество в доме, сам по себе не исключает возможность учета при принятии указанного решения особенностей соответствующих помещений, а также иных обстоятельств.
Подобный подход позволяет обеспечить принятие ими решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения с учетом конкретных характеристик помещений и условий их использования. Выбор дополнительных критериев для определения долей участия собственников того или иного вида помещений не должен осуществляться произвольно, а основанная на этих критериях дифференциация размеров платежей не должна приводить к недопустимым различиям в правовом положении собственников помещений в многоквартирном доме, относящихся к одной и той же категории.