В настоящее время в России система обращения с отходами находится на стадии формирования. С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ», в соответствии с которым во всех регионах должна быть организована работа по сокращению накопившегося экологического ущерба, а также по недопущению его дальнейшего роста.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об отходах производства и потребления» определяет, что регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется субъектом федерации посредством института регионального оператора по обращению с ТКО. Таким образом, основной задачей регионального оператора следует считать решение всего массива проблем экономического, социального и экологического содержания в сфере экологически безопасного и экономически эффективного обращения с ТКО на территории обслуживания.
Региональный оператор по обращению с ТКО обязан обеспечить прозрачность своей деятельности и работы всех участников рынка обращения с ТКО
В настоящее время в области обращения с ТКО сложилась практика, при которой мусоровывозящие компании имеют возможность извлечения сверхприбылей за счет непрозрачности взаимоотношений с конечнымимусорообразователями, захоронением ТКО на экологически опасных полигонах и нелегальных свалках. Опыт эксплуатации коммунальных инфраструктур по обработке и экологически безопасному захоронению ТКО, которые АО «Управление отходами» как крупнейшая в России концессионная компания создала на основании концессионных соглашений с региональными органами власти в 6 субъектах России показывает, что современные мусороперерабатывающие комплексы и экологически безопасные полигоны захоронения ТКО остаются недозагруженными. В зоне обслуживания новой коммунальной инфраструктуры фиксируется расширение имеющихся и возникновение новых несанкционированных свалок и других способов экологически опасной утилизации ТКО. К таким способам прибегают мусоровывозящие компании не зависимо от формы собственности, эффективные инструменты воздействия на такие компании в настоящее время отсутствуют. Поэтому основной оперативной задачей регионального оператора по обращению с ТКО следует признать обеспечение прозрачности потоков ТКО и их фактическое соответствие принятой в регионе территориальной схемы обращения с ТКО.
Региональный оператор по обращению с ТКО обязан оплачивать участникам рынка обращения с ТКО только комплексную и законченную услугу.
Получая плату с мусорообразователей за услугу по сбору, вывозу и экологически безопасной обработке ТКО, региональный оператор должен оплачивать участникам рынка только комплексную услугу, заключающуюся в сборе ТКО у мусорообразователей, перевозе собранной массы ТКО в соответствии с территориальной схемой на объекты обработки и захоронения, обработку поступивших отходов и их экологически безопасное захоронение на лицензированных полигонах. Критерием полноты услуги является факт поступления ТКО на обработку и захоронение в соответствии с территориальной схемой. Иные случаи должны расцениваться как необоснованное вознаграждение отдельных участников рынка ТКО.
Региональный оператор по обращению с ТКО обязан обеспечить эксплуатацию современной и экологически безопасной коммунальной инфраструктуры по обработке, утилизации и захоронению ТКО в зоне своего обслуживания
Наиболее эффективный способ экологически безопасного обращения с отходами – это строительство и эксплуатация современных безопасных мусороперерабатывающих комплексов по приемке и переработке отходов с получением из них вторичного сырья и дальнейшим захоронением остающихся отходов на специально оборудованных полигонах, оснащенных системой эко-мониторинга (наблюдения за состоянием окружающей среды).
Лучшие мировые практики доказали, что оптимальная с экологической и эффективная с экономической точек зрения схема по обращению с твердыми коммунальными отходами включает в себя их приемку, в том числе раздельный сбор, транспортирование до места дальнейшей обработки, разделение на виды и отбор полезных фракций на сортировке и превращение их в товарные продукты за счет более глубокой переработки и последующее конечное безопасноезахоронение оставшихся отходов на полигоне, оборудованном в соответствии со всеми нормами и правилами экологической безопасности и оснащенным системой постоянного эко-мониторинга (наблюдения за состоянием окружающей среды).
Именно такой комплексный подход по консолидации у добросовестного инвестора всех технологических стадий по обращению с ТКО, по существу, блокирует возможности для появления не лицензируемых (недобросовестных) компаний по вывозу мусора, хаотичного образования нелегальных свалок, развития теневого бизнеса по переработке вторсырья и обеспечивает постепенное, но поступательное снижение экологической нагрузки на окружающую среду. Поэтому долгосрочная инвестиционная программа регионального оператора по обращению с ТКО должна разрабатываться с учетом необходимости строительства соответствующей коммунальной инфраструктуры.